Sunday, May 22, 2016

Украина и Молдавия, май 2016

Из Петербурга я уезжал в Киев 26 апреля 2016 года. Витебский вокзал нынче совсем опустел, потому что почти все направления для поездов дальнего следования упразднили. Ходят лишь три поезда – в Брест, в Кишинев и в Киев. Мой киевский поезд представлял собой сборную солянку из вагонов в разные украинские города. Пассажиров было мало. При посадке проводник спросил, какие документы имеются, есть ли приглашение на Украину или какое-либо обоснование для поездки. Только так можно миновать пограничный контроль. Я тут же заявил, что у меня двойное гражданство, и есть второй паспорт ЕС. На что проводник ответил, что в таком случае никаких проблем не будет, что «это отлично».

Витебский вокзал Петербурга.

Это наш второй с Евгением приезд в Киев. Как и в прошлом году почти в эти же дни, мы опять остановились в гостинице «Салют», на том же этаже и с тем же видом на Печерскую лавру. Когда я добрался на метро до гостиницы, то Евгений был уже на месте. Только что вошел, разбирал вещи.

В прошлом году мы кое-что недосмотрели в Киеве. Не были на Софийской площади, например. Вот туда мы и направились на следующий день. День был солнечный, а на площади устроили выставку «писанок» - раскрашенных пасхальных яиц. Рядом – Софийский монастырь, пошли и туда, прицепились к экскурсии, послушали. Потом посидели во дворе монастыря. Красиво там и спокойно.

Евгений на Софийской площади:

Там же памятник Богдану Хмельницкому:

В Софийском монастыре:

По дороге обратно прошли мимо Михайловской церкви. Поразил ее какой-то особый синий цвет.

Михайловская церковь:

Фуникулёр, приехали:

Фуникулёр спустил нас вниз, на проспект Гетмана Сагайдачного. Там мы побродили немного и вышли к красивому месту – на Контрактовую площадь.  И в прошлом году мы там были, так же сидели, смотрели вокруг.

Я на Контрактовой площади:

Была у нас и культурная программа. На следующий день мы побывали в двух киевских музеях – музее Ханенко (он не оставил у нас особых впечатлений) и в Киевском музее русского искусства.

Оказалось, что там много известных картин - Шишкина («На севере диком»), Врубеля, Ге, Репина, Ярошенко («Курсистка»), Маковского.

Маковский. «Не пущу»:

Во дворе музея стоит памятник царю Александру II скульптора Антокольского. Оказывается, этот памятник в свое время не прошел по конкурсу, и поэтому не был нигде установлен в Киеве. Потому этот хороший памятник и сохранился. А тот, что был принят комиссией и установлен в Киеве, был впоследствии уничтожен большевиками.

Памятник Александру II:

Вот уж совсем неожиданным было заводить беседы о политике в музеях и картинных галереях. Но у нас такое часто случалось. Музеи безлюдны, там в залах сидят смотрительницы, женщины-пенсионерки, иногда совсем старушки. Начинали с того, что рассказывали, какие у них маленькие пенсии, да и зарплаты тоже. Однако они были в курсе всех политических событий, знали всех политических деятелей, кто что сделал и что сказал. «Вы видели, как выступил такой-то в программе Савика Шустера? Это же замечательно! Это значит, что у нас, в отличие от России, есть гражданское общество», - с гордостью говорила одна пенсионерка. Как не похожи они на российских пенсионерок, у которых и спрашивать о чем-либо нет смысла, т.к. получишь набор самых примитивных штампов! А тут разобрать всю политическую ситуацию могут!

-------

30 апреля мы уехали автобусом в Житомир, чтобы 1 мая быть на моем юбилее в городе, в котором я родился. На этот же день приходилась Пасха. Мы расположились в той же, что и в прошлом году, гостинице «Украина».

Она – в советском стиле, примерно 70-х г.г. Простая, всё необходимое в ней есть. А главное, что вай-фай там отличный. Во всех других гостиницах мира мы постоянно мучились с Интернетом, а вот в этой старой провинциальной «Украине» никаких затруднений не было.

Утром первого мая, в день своего юбилея, я сфотографировался в нашем номере:

Потом было застолье у родственников, у которых сад, огород, и стол был в саду. В цветущем саду.

Житомир как город не представляет интереса. Очень много безобразной советской застройки. Есть лишь отдельные места, отдельные здания, которые приятно видеть. Вот так выглядит город с 12 этажа нашей гостиницы, причем это центр:

Главное прогулочное место города – это Старый бульвар, тянущийся до реки Тетерев и до моста через нее.

Житомир. Старый бульвар:

На Старом бульваре находится Сельскохозяйственный институт (сейчас называется иначе), который закончила моя тётя, Зоя Васильевна Янушевич:

Так что город имеет историческое значение, причем только для нас, потому что вся наша семья происходит оттуда.
-------

4 мая мы с Евгением отправились из Житомира обратно в Киев. У нас были билеты на дневной поезд «хюндай» из Киева во Львов.

Киевский железнодорожный вокзал – это произведение советского искусства, построен 1928 – 1932 г.г. Пишут, что он «в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма». Там всё гигантское, монументальное, массивное, мраморное. Такого большого вокзального зала я нигде больше не видел. Огромная люстра в главном зале мне запомнилась еще с раннего детства, когда мы с бабушкой были на этом вокзале на пересадке (в 1952 г.). Еще запомнилось тогда, как залетевшие в большой зал вокзала птицы бились в окна в поисках выхода.

Большой зал киевского вокзала:

Люстра:

Зал на втором этаже, Евгений:

Скульптура:

Наш скоростной поезд «хюндай» за пять часов довез нас до Львова. В первом классе, в котором мы ехали, был вай-фай, развозили кофе. Так что в полном комфорте прокатились.

Наш поезд:

Львовский железнодорожный вокзал:

Итак, 4 мая вечером мы приехали во Львов. Не так-то легко было найти нашу гостиницу в центре города на улице Галицкой, 10. В центре автомобильного движения нет, шофер такси нас высадил на некотором расстоянии, и нам самим пришлось долго ходить и разыскивать здание, потом искать владелицу гостиницы (это был частный миниотель). Трудно было тащить сумки на колесиках по старой брусчатке.

Евгений у входа в частный отель:

Вечерний Львов:

Lemberg

Я побывал в Австро-Венгрии. Я побывал во Львове, который прежде так назывался. Город был основан Даниилом Галицким в XIII веке, но впоследствии 400 лет принадлежал Польше, 150 лет Австро-Венгрии и еще 20 лет Польше. Как мне рассказали, 90% зданий и построек появились или были модернизированы в конце 19 – в начале 20 века, т.е. как раз в период Австро-Венгрии. И это был самый лучший период и самое лучшее место, где когда-либо проживали украинцы – Королевство Галиции и Лодомерии (Königreich Galizien und Lodomerien).
cms.ashxlemberg 1915
1915 г., площадь Девы Марии.

Тут впервые в парламенте зазвучала украинская речь… Так что отдадим справедливость австро-венграм и не будем лукавить и считать, что Львов – украинский город. Географически это так. Но по сути - нет. Он не является эманацией украинства. Украинцы всегда составляли меньшинство в 7-8% в городе, в меньшинстве они были и во Львовском воеводстве до 1939 года.

Демография Западной Украины

Поляков изгнали, депортировали? Никто и голос не поднял. Потому что России и советам сходят с рук любые депортации. Между прочим, даже с евреями можно было разное творить – как-то не замечали, если это делали марксисты. А уж поляки…

Когда я ехал во Львов, то от многих недалеких людей слышал всякие высказывания, что, мол, по-русски там надо говорить только шепотом, что там везде бандеровцы, крутые националисты, которые тебя вычислят, спросив, как по-украински будет «зонтик». Нет ничего более несоответствующего этим мифам.

Как только мы сели в такси, сойдя с поезда во Львове, шофер затарахтел с нами по-русски и включил русскую попсу, в т.ч. «шансон». И такое повторялось не раз и не два, потому что перемещались мы, в основном, на такси. Однажды пришлось попросить выключить «шансон» (хотелось пристыдить, но воздержались).

Что касается любви или нелюбви к русскому, то она чисто ситуативная. Т.е. если б не начали убивать в 1939 г., то и ничего, жили бы мирно вместе.

Москвофільство. Як галичани вчили росіян любити Росію

Украинцы Галиции почти всю историю молились на Москву, желали воссоединиться с ней. Т.к. поляки с их католицизмом и более высокой планкой культурных и этических требований были чужды украинцам. А ближе было московское нетребовательное православие и расхлябанность.

«Сегодня кажется невероятным, что всего каких-то сто лет назад (по меркам истории - вчера) Западная Украина по уровню пророссийских настроений мало чем уступала нынешнему Донбассу, а по количеству членов промосковских организаций даже опережала современный Крым».

И сейчас во Львове русская речь слышна довольно-таки часто. Примерно от трети до половины «звучания» - это русская речь. Я даже затрудняюсь сказать, кто эти люди, говорящие по-русски. Приезжих вроде бы нет. Так кто?

В зале ожидания на львовском вокзале около меня сидела местная девушка. Я глянул, что она читает. Она читает российский развлекательный журнальчик, статья называлась «Алла Пугачева вновь помолодела». Дальше я увидел заголовок «Десять самых знойных женщин». Ну, разве Украина может создавать такой продукт массовой культуры, как Россия? Не может. Интересно, как молодеет Алла Пугачева, вот что! Не владеют украинцы бульварным жанром.

Конечно же, город европейский, красивый, эффектный. Но многое, как мне рассказали, не ремонтировалось со времен Австро-Венгрии. Например, брусчатка почти везде еще австрийская. Ее уже нужно было много раз сменить. А так - трясет страшно, когда едешь в автомобиле. Видел, что подъезды, двери остались такими же, как сто лет назад.

Не дала Западная Украина заметных политических деятелей. А мне ранее казалось, что их намеренно не пускают в Киев. На стенах и заборах не видел ни одной политической надписи или чего-то нацарапанного. Бессмысленное есть, а содержательного нет. Впечатление, что ничто никого не волнует, признак безразличия. Отчасти это подтверждается разговорами с людьми. Люди разочаровались за два года бездарного руководства после Майдана. А надежды на появление новых личностей – нет. Потому что такие времена настали.

Памятник Адаму Мицкевичу:
22544

Собор Святого Юра (греко-католический):

Кошки около Собора Св. Юра:

Плоские атланты:

Рыночная площадь, рестораны и кафе:

В армянской церкви:

Масонская фигура на здании, в котором было масонское заведение. Сейчас там ресторан:

Мечта моего детства - детская железная дорога в Стрыйском парке:
///

Неудобство многих гостиниц состоит в том, что надо выселяться в 12 часов дня, а заселяться, как правило, в 2 часа дня. А поезда и самолеты прибывают и отправляются в самое разное время суток. И что тогда делать? Так и нам 7 мая пришлось покинуть нашу гостиницу во Львове в 12 часов дня, а поезд на Одессу отправлялся лишь в пол девятого вечера. Пришлось отвезти вещи в камеру хранения на вокзале и отправиться гулять. Мы решили провести время в Стрыйском парке. Это старинный парк, заложенный еще во времена Австро-Венгрии. Просто хороший парк, ничего примечательного я там не нашел. Мы долго сидели в ресторане «Délice». Он при советах назывался «Лыбидь». Оказывается, это европейская сеть ресторанов  Délice, оттого такое название.

Стрыйский парк:

На аллее парка:

Корни:

Евгений около композиции "Лебеди":

В ресторане "Делис"

Евгений у львовского вокзала в ожидании поезда на Одессу:

Ночной поезд Львов – Одесса (мы ехали в купейном вагоне) был переполнен. Места в вагон «люкс» (двухместные купе) раскуплены (откуда у людей деньги?). В поезде плохо спали, и утром Евгений ужасно брюзжал. «Никогда больше ночным поездом не поеду, только самолетом!». Однако скоро успокоился.
Одесса встретила нас прохладным солнечным утром:

Расположились в мы гостинице в центре города, гостиница “DRG”, у нее турецкий владелец. Номер чудесный, двухъярусный, такой нам еще никогда не попадался. Тут же рядом очень хорошее кафе самообслуживания. Удобное и недорогое. И сразу после кафе потом пошли гулять.

Очень захотелось увидеть море – туда и пошли, к Потемкинской лестнице, увидели Морской вокзал. Тут же нам предложили одночасовую прогулку на катере, на что мы сразу согласились.

Евгений около памятника Ришелье:

Я у Потемкинской лестницы:

Наш катер внизу, маленький:

Евгений на катере:

Отметились вдвоем на набережной, 9 мая 2016:

-----

Одесса

Когда я ехал из Львова в Одессу, то готовился увидеть худшее, некий антипод Львову. Если Львов – западный, польско-австрийский город, то Одесса была проектом Российской империи. Хотя планировали и строили ее преимущественно иностранцы. Думал, что люди в Одессе сплошной совок, что много соответствующих физиономий, но публика оказалась приличной, вежливой, спокойной. Конечно, Одесса, с политической точки зрения, проблемный город, и она легко могла бы вписаться в запланированную Москвой «Новороссию», но что-то не срослось и что-то другое всё же перевесило в этом городе.

Потому что у Одессы нет этнической идентичности. Выходишь на улицу и спрашиваешь себя: в какой стране я нахожусь? Не совсем ясно. Все говорят по-русски, но это не Россия. Но это и не Украина, хотя там 2/3 населения украинцы. Подозреваю, что украинцы отреклись от своего украинства и превратились просто в одесситов. Евреи-ашкенази, некогда бывшие главным одесским этносом, уехали, их лиц не видно. Евреи уехали в 90-х г.г., но и ранее этнический состав Одессы меняли.

После румынской оккупации пришли советы и зачистили почти весь город, за грех проживания при румынах одесситов массово выселяли (если не отправляли на тот свет), а на их места направляли переселенцев из разных областей СССР. Так что коренных там осталось совсем немного. Шофер такси бойко заявил нам, что он коренной одессит. Но при дальнейших расспросах выяснилось, что он внук как раз тех самых послевоенных заселенцев.

Саакашвили: «это не российский город, это специальная идентичность внутри Украины».

Вообще шоферы такси в Украине на этот раз нас поразили нас своим страшным винегретом в голове. Никогда такого не бывало, они всегда могли четко обо всём рассказать, провести политинформацию. Но из-за мутной политической ситуации после Майдана и общего разочарования бездарными правителями и они потеряли ориентиры, ничего толкового не могли рассказать, лишь ругались. О людях во власти от них слышали только такое: «всех их надо убить, повесить, уничтожить, все воры и мошенники».

Несколько раз спрашивали о Саакашвили. Были два варианта ответов: «год прошел, а что он сделал?» и другой: «да, здесь он не ворует, потому что в Грузии уже наворовал». Видел надписи на стенах «Труха, вон из Одессы» - это о Труханове, мэре Одессы с российским гражданством, противнике реформ.

9 мая прошло спокойно. Мы как раз пошли на Приморский бульвар, где находится памятник Неизвестному солдату. Всё тихо, но стояло оцепление Нацгвардии, что ли. Просто военные рассекли толпу. Мы же подошли к шеренге гвардейцев и объяснили им, что пришли не на митинг и что нам надо идти дальше. «Ну, раз надо дальше, так идите» - вот так удивительно в Украине! Вообще всё народное гуляние на Приморском бульваре почти не имело признаков данного праздника, совок нигде не проглядывал, колорадок ни разу не видели, везде шпарила западная музыка. Так мы добрели почти до «Отрады», откуда поднялись в город по канатной дороге.
Если центр, большой центр, выглядит шикарно, то одесские окраины – так себе. Проехали на трамвае по ним. Много обшарпанности и запущенности. Но не безнадежно всё же.

А центр города действительно впечатляет! Как и во Львове, масса кафе и ресторанов, они все заполнены, в них сидят люди в возрасте от молодого до среднего. Загадкой остаётся, где же «нищета», о которой все так кричат и на которую везде жалуются. И откуда ж у людей деньги? Дерибасовская – это просто какой-то безумный праздник жизни!

Последний наш шофер такси довез нас из гостиницы на автостанцию «Привоз». Мы хотели заодно глянуть на то самое Куликово поле и здание профсоюзов, но он заявил, что не стоит, что там нечего смотреть. И вообще под конец наговорил сорок бочек арестантов, такой несусветный бред, что мы обомлели, замолкли, быстро расплатились и пошли искать наш автобус на Кишинев.

Забегая вперед, могу сказать, что есть страна, где ситуация с управлением еще хуже, чем в Украине. Это Молдавия. Слабы они. Сейчас там вообще нет никого, ни правительства, ни президента. Никого. Есть только временно исполняющие обязанности. И протестные городки около правительственных зданий, где клянутся в приверженности мирному пути смены власти. Зато такой концентрации дорогих иностранных автомобилей я не видел ни в одной стране мира. Вот вам и «самая нищая страна в Европе». Так что всё неоднозначно.

Морской вокзал Одессы, к которому надо спускаться по Потемкинской лестнице. Обратно можно подняться на фуникулёре:
130880662

Одесский маяк:

Улица в Одессе:

Здание:

Отметился около одесского театра:

Одесский театр вечером:

Пляж, который называется "Отрада":

Женя около этих же камней в 1954 г. Тогда они с мамой и Верой Алексеевной приехали на пару дней в Одессу, была поздняя осень:

Канатная дорога от пляжа "Отрада" к Французскому бульвару, где ходит трамвай. Между прочим, эта канатная дорога настоящий цирковой аттракцион, это штука для молодых людей. Нам было трудновато. Люлька на двух человек проезжает мимо короткого перрона весьма быстро, надо успеть открыть дверцы и заскочить одному за другим. Также соскочить с быстро двигающейся люльки опять же на коротком перроне, что не так-то просто. Однако путешествие по канатной дороге доставило удовольствие. Как будто осуществилась детская мечта о полёте над землей... летишь над деревьями, какими-то двориками. Я проникся.

На Дерибассовской вечером. Уличные музыканты:

Веселье на Дерибасовской:

Да, так мы и отправились на небольшом автобусе в Кишинев. Время в пути – 5 часов, но стояли по часу дважды – на украинской и на молдавской границе. Собирали у всех паспорта, уносили их, потом возвращали со штампами. Шофер маршрутки (молдаванин) что-то мухлевал с провозкой товаров из дьюти-фри, рассовывал купленную там косметику женщинам, а по приезде в Кишинев они ему всё это отдавали. Мелочевка.

Наш автобус, остановка в Молдавии:

Посещение туалета на остановке:

Заметка в пути

Маршрутка между городами шла пять часов, из них часа два стояла на границе и таможне. Я обратил внимание на двух пассажиров – молодого человека, сидевшего чуть впереди, и девушку – она была сбоку от меня. У обоих обязательные наушники. Молодой человек, никакой внешности, не неприятный, всё же время от времени доставал айфон, включал игру и пытался проехать на каком-то драндулете через какое-то препятствие. Девушка и этого не делала. Их лица ничего не выражали. Их не интересовало ничто происходящее, ни снаружи, ни внутри. Они никого из людей не разглядывали. Они ни на что не реагировали, даже когда происходила суета с паспортным контролем и прочее. Они даже не выходили справлять нужду, когда маршрутку остановили для этой цели. Скорее всего, они вообще ни о чем не думали. Они казались неживыми, хотя были вполне живыми и даже «ничего» внешне. У них внутри не было никакого содержания. С виду всё на месте, а внутри пусто. И теперь таких много стало, много.

В Кишиневе мы прибыли на не известную нам автостанцию «Норд», от которой быстро добрались до своей гостиницы «Космос». Мы постоянно в ней останавливаемся, и весь персонал нас там давно знает. Перед гостиницей стоит огромный памятник Котовскому. Дискуссия о его сносе идет уже 27 лет. Евгений правильно заметил, что «если Котовский всё еще на месте, то положительных изменений в стране ожидать не следует». Так оно и есть. Как я уже писал выше, молдаване продолжают беспомощно барахтаться. Нет ни правительства, ни президента, есть только временные исполняющие обязанности.

Кишинев. Около гостиницы "Космос":

В Кишиневе похоронена наша бабушка, она умерла в 1965 году. Кладбище называется «католическим», расположено на высоком холме недалеко от нашей гостиницы. Туда мы и отправились на следующий день. Посетили могилку. Она в порядке, за ней следит одна женщина, которой я каждый год плачу деньги.

Молдавские шоферы такси на этот раз вели с нами странные беседы. Один таксист, молодой парень, молдаванин, стал восхвалять Путина и расписывать прелести России. При этом выяснилось, что его родители уже 15 лет живут в Чехии, там обосновались, построили дом, и он там тоже устроился, работает, собирается жениться на чешке… Он приехал в Кишинев на несколько месяцев по делам документов. Мы ему дружно стали кричать, что в таком случае ему следовало бы переехать жить в Россию, а не жить в стране НАТО. Ответа не последовало.

Другой шофер такси был настолько разочарован в молдавских политиках и в том, что творится в Молдове, что предложил для всех депутатов вырыть глубокий котлован, затолкать их всех туда, усиленно кормить, чтобы они потом утонули в собственном говне. Это был наиболее оригинальный из услышанных способ расправы над политиками. А то всё "убить", "повесить" - никакой фантазии.

По традиции, мы каждый год посещаем кишиневский дендрарий. Это бывший Ботанический сад, где работала моя тётя и где прошло наше счастливое детство. Там, конечно, всё переделано и красиво переделано, но кое-какие места из прошлого узнаются. Евгений каждый раз находит то место, где он в 70-х годах временно работал рабочим. Я его опять там запечатлел:

В дендрарии:

На следующий день мы ходили на наше другое памятное место – в парк у Комсомольского озера (сейчас у него новое название). Еще несколько лет назад злопыхатели кричали, что новые власти всё разрушили. Но постепенно новые власти всё же занимаются восстановлением. Строят опять «каскад» - известное в Кишиневе прогулочное место, снова заполнили водой озеро, где мы в детстве купались и катались на лодках.

Кишинев. Восстанавливаемый "каскад":

Я на берегу "Комсомольского озера":

Евгений у пляжа. Здесь в детстве мы учились плавать:

Я с Женей на Комсомольском озере в 1959 году. Лодка жизни.

Евгений проводил меня на поезд в Петербург 13 мая в 10 вечера. Сам же он улетал на следующий день в Лондон. А я вспомнил, как Женя с мамой встречали меня с моей мамой на этом же кишиневском вокзале, когда мы первый раз приехали к ним из Ленинграда в 1954 году. Женя стоял с красным маком. Господи, 62 года тому назад! А теперь, вот, была такая комбинация, что Женя меня провожал перед своим отлетом в Англию.