Saturday, August 27, 2016

Турция, озеро Ван, 23 июля - 10 августа 2016 г.

Евгений Янушевич

Я летел в Стамбул все теми же "Турецкими авиалиниями". На этот раз по какой-то непонятной случайности - то ли lastminute.com ошиблись, то ли у них есть такая схема - билет в Стамбул у меня оказался в бизнес-классе (обратный был в обычном "эконом"). "Считайте, что сегодня ваш счастливый день", - сказали мне на регистрации в Хитроу, удивившись тому, как дешево стоил мой билет.

Моим соседом оказался парень лет 35-и, с редкой рыжей бороденкой. Быстро выяснили, что мы оба русскоговорящие. Он - татарин, то ли Ильяс, то ли Ильдар, сейчас не помню. Всю дорогу он переговаривался по мобильнику с кем-то о делах, причем не напрямую, а обмениваясь voice messages. Как он объяснил мне, так удобнее, дает время человеку на другом конце подумать. И всю дорогу я слышал "продавайте" или "покупайте все" и дальнейшие инструкции, как осуществлять эти купли-продажи. Из разговоров с Ильясом-Ильдаром, который оказался весьма словоохотливым, (хоть и до определенного предела), я выяснил, что у него жена и дочь живут в Стамбуле, сын же ходит в школу в лондонском Челси. Дочка живет в Стамбуле, потому что у нее экзема, и влажный английский климат ей не подходит. Причем живут и мама, и дочка по туристской визе. Как Ильяс умудрился все это организовать, я, конечно, не понял. Это "другие комнаты, другие голоса". Вот он так и крутится между Турцией и Англией, успевая еще и побывать в России. Узнав, что я уже давно живу в Англии, он откровенно признался, что в России он перспектив не видит, что ситуация там плохая и вряд ли станет лучше. Многие его знакомые либо уже уехали, либо собирают чемоданы.

В общем, все рвутся в Европу, что сирийцы, что русские. Интересно, когда Европа лопнет от такого количества "понаехавших"? Ведь скоро уже не будет места не только беженцам от войны, но и даже способным и талантливым людям. А главное - невозможно же решить проблемы Ближнего Востока и Африки, просто переселив всех в Европу. Англия думает, что решила вопрос "Брекситом", но, по-моему, это ей только кажется.

В этот раз то ли Ван нас несколько разочаровал, то ли мы - его. Поскольку озеро далеко от города и гостиницы, добираться до него нам уже было утомительно. Думаю, что возраст сказывается. Да и ощущения новизны, которое всегда придает энергии, на этот раз уже не было.

Поскольку мы прибыли практически через неделю после так называемого путча, то ожидали увидеть чрезвычайное положение во всей красе - с солдатами на улице, БТР и так далее. Ничего подобного! На любом вокзале Лондона больше вооруженных полицейских, чем во всем Стамбуле, во всяком случае, там, где мы побывали. Прибыв в Стамбул, мы пронеслись на метро до нашей любимой гостиницы "Бююк Кебан", что на другом конце линии метро. [Мы удивились, что турникеты в метро не работали, метро было бесплатным, вероятно, это был подарок властей по случаю «победы демократии»] Площадь перед входом в метро была, как и раньше, темная, полная, в основном, праздношатающимися молодыми мужчинами (была суббота, но такие толпы там каждый вечер) и продавцами, раскладывающими свой товар прямо на асфальте.

Стамбул. Около метро "Ак Сарай":

Никакой тревожной атмосферы, все расслабленные, как и положено гуляющей публике. Видели только трех человек, которые либо шли на митинг в поддержку Эрдогана, либо возвращались с него. У одного на лбу была красная повязка, как бы турецкий флаг, другие держали красные турецкие флаги в руках. Потом мы выяснили, что подобные митинги проводятся каждый день, и в Ване тоже каждый вечер мы слышали с балкона отдаленный гул толпы.

В стамбульской гостинице грустный администратор признался, что его заведение практически пусто. Действительно, если в прошлые разы на завтраке свободный столик мы находили с трудом, то на этот раз утром, кроме нас, было еще два человека.

Стамбул. Гостиница "Бююк Кебан" (Büyük Keban):

Завтраки в гостинице "Бююк Кебан":

После завтрака на следующий день мы улетели в Ван из другого аэропорта. И в аэропортах не чувствовалось ЧП. Зато когда на обратном пути мы остановились в Стамбуле на два дня в той же гостинице "Бююк", она уже была практически заполнена, в основном русскими, но и арабами, иранцами. Так что боятся ехать в Турцию только пугливые западники. Лучше бы боялись своего Парижа и Брюсселя!

В самом Ване удалось поговорить по-английски (огромная редкость! на языках не говорит практически никто) с двумя местными турками. Оба признались открыто, что не любят Эрдогана и что путч был подстроен, но, к сожалению, по их словам, многие даже образованные люди - за Эрдогана. Тем не менее, никаких признаков усиленной исламизации, которую якобы насаждает Эрдоган, мы невооруженным глазом не заметили. Всё те же молодые девицы в цветастых платках (а если в черных одеяниях, будьте уверены, что это туристки из Ирана). Многие сильно накрашены и в джинсах. Пойди разберись! И столько же молодых девиц безо всяких исламских регалий. Ну а по мужикам вообще ничего не видно, джихадистские бороды очень редки. В Англии больше встретишь. Георгий очень остроумно, на мой взгляд, подметил, что ситуация Эрдоган-Гюлен очень похожа на ситуацию Сталин-Троцкий. Эрдоган ведь деревенский жлоб, а тот интеллектуал. И как Сталин преследовал Троцкого по всему миру, так и Эрдоган исходит на нет, лишь бы ему выдали Гюлена.

Озеро Ван. Теплоходе на остров "Ахтамар":

На обратном же пути съездили на один из Принцевых островов, чуть поменьше того, что мы описали в прошлый раз, а в остальном похожий.

В другой день переехали под Босфором на метро в азиатскую часть (Кадикёй). Думали, что вот тут увидим нечто типично азиатское, а вышли - и как будто оказались в центральном квартале Лондона или Парижа! Никаких платков, ни цветастых ни черных не видать вообще, толпа молодая и модная, повсюду открытые рестораны и кафе, антикварные лавки, книжные (!) магазины, в общем, богемный район. При этом вся толпа - турки, туристов ведь нет.

Стамбул. Район Кадикёй в азиатской части города:

Евгений в кафе в Кадикёе:

Так что это страна загадок, и все эти вопли про то, что Турцию нельзя принимать в ЕС, потому что она тут же захлестнет исламистской волной, по-моему, ложь, и причина совсем другая, но анализировать их политические игры мне неохота.

------

Георгий Янушевич

Если один раз было очень хорошо, то это совсем не значит, что в следующий раз оно повторится. Так бывает очень редко или вообще не бывает. Наша с Евгением поездка в прошлом году на экзотическое озеро Ван – оно Восточной Турции на высоте 1700 м, соленое, большое, как море, - была удачной и оставила неизгладимые впечатления. Я уже предчувствовал, что в этом году так не будет.

Сначала в стамбульском аэропорту «Ататюрк» случился теракт с большим количеством погибших (28 июня), потом, 15 июля, была попытка государственного переворота в Турции. Военные попытались свергнуть президента Эрдогана. По каким-то причинам Россия запретила вылет своих граждан в Турцию. А билет у меня был куплен давно, за полтора месяца, на 23 июля. В общем, до последнего дня я не знал, удастся ли мне вылететь. Если б не удалось, то и Евгений не полетел, и были бы большие денежные потери. Но как раз с 23-го июля полеты в Турцию разрешили. И я улетел.

У меня нет особого желания вникать в суть турецкой политики, выяснять причины попытки переворота и его неудачу. Со мной в самолете летел турок с русской женой и двумя маленькими детьми. Он работает на строительстве Лахта-центра в Петербурге и прилично говорит по-русски. Образование – «лицей», т.е. наша школа 11 классов. Так вот он ненавидит Эрдогана, и он сказал, что «город, в котором тот родился, надо убрать с географической карты». Это так, одно из мнений.

В Стамбуле мы не заметили какого-то почитания Эрдогана. Почти нет его портретов, почти не показывают его по ТВ, а если показывают по телевизору в ресторане, то звук, как правило, отключают. Но во всех городах постоянно проходили митинги в «защиту демократии», т.наз. «вахта демократии». Во всем этом не было никакого исламского компонента, только национально-государственный. Мол, смотрите, как мы отстояли демократию. Да ладно, хватит об этом! Только мне кажется, что Турцию ожидают не лучшие времена. Ее вмешательство в сирийские дела до добра не доведёт. Еще в прошлом году, до вмешательства и до терактов, туристов было мало, а теперь совсем нет (западных).

По ТВ показывают торжество победившей демократии:

Мы прилетели в город Ван почти в тот же день, что и в прошлом году. Вроде бы всё так же, всё на месте, жизнь в других местах продолжается в наше отсутствие. В гостинице нас узнали. Номер хороший – две большие комнаты, балкон. Посуду и кипятильник после наших просьб тоже выдали.

Наша гостиница One City Apart Otel в городе Ване:

Первая комната, холл, где спал Евгений:

Другая комната, моя. Вторые кровати использовались для раскладывания вещей:

Уголок кухни. Здесь мы только готовили вечерний чай:

Мечеть рядом, но мы уже к этому привыкли. Кстати, в Стамбуле мечеть была тоже рядом с гостиницей, но можно было попросить в ресепшне, чтобы поселили в комнате с противоположной стороны, где призывы к молитве почти не слышны. Особая бесплатная услуга.

Вообще использование на минаретах мощных динамиков и усилителей (еще слышны щелчки при включении и выключении записи!) – это какое-то нарушение религиозных правил, это не честно. С какой стати пользуются современной усилительной техникой? Вот пусть бы влезал муэдзин на минарет и кричал бы свой призыв. Кто услышит, тот и услышит. Так было бы искренне.

Почему мы опять поехали на озеро Ван? Потому что оно высоко в горах, и там нет изнуряющей жары в июле и в августе. Днем вполне нормально было, а вечером даже  прохладно.

Озеро Ван непригодно для пляжного отдыха, потому что пляжей, мест для купания там очень мало. В этом году нам было утомительно ездить за 15-20 км. Но возникли и другие проблемы.

Хороший песчаный пляж в университетском кампусе, единственное красивое место с парком, аллеями, беседками – кстати, ехать туда тоже километров пятнадцать  - закрыли для купания после нескольких дней наших посещений. Пришли какие-то полицейские или охранники и сказали, что в озере именно в этом месте какая-то зараза, «бактерии». И поставили щитки с надписью «купаться запрещено». Что-то мне не верится, что они анализы воды делали и бактерии там обнаружили. Просто этот пляж относится к спортивному клубу университета, а мы тут устроили себе морской курорт. Кроме нас, других купающихся и не было, и нас, наверное, решили изгнать.

Аллея в университетском кампусе у озера Ван:

Прекрасное место и чудный вид на большой простор. Тут пляж университетского спортивного клуба:

Эдремит

Эдремит – это пригород города Вана, он растянулся по побережью озера на многие километры, и туда добираться тоже не близко. В Эдремите власти решили сделать настоящий пляж, длинный, километров на пять. Его только обустраивают, везде работает строительная техника. Туда мы и отправились.

Пляж в Эдремите. Евгений загорает:

Эдремит. Зеленый цвет воды:

Эдремит. Бродили вдоль побережья в поисках хорошего местечка (не нашли):

Он не произвел на нас впечатление, мы ездили туда вынужденно. Не нравилось, что вода не очень чистая, местами дно глинистое, какой-то мох плавает. Мелко, нужно далеко идти в воду. Людей мало. В основном, это дети и подростки. Есть дядьки, которые закапываются в горячий песок и так лежат часами. Наверное, лечат какие-то костно-суставные заболевания. Вероятно, со временем там всё благоустроят, но это уже будет без нас.

Остров Ахтамар

Самое красивое место и наиболее чистая вода на острове Ахтамар. Туда мы ездили несколько раз. Но в этом году поездки на остров стали затруднительными и утомительными. Причалы далеко, из города Ван надо ехать на такси километров тридцать или сорок. Приезжаешь, а теплохода нет, вернее, он есть у пристани, но нет пассажиров.

Приходилось иногда целый час ждать, пока наберется достаточное количество пассажиров. На обратном пути тоже сложности – то ждали катера, иногда очень долго, то, переправившись уже, ждали маршрутку, тоже долго, иногда также целый час. Правда, купание там хорошее, вода чистая, прозрачная, но долгие поездки и ожидания транспорта сводили на нет всё удовольствие от посещения острова.

В ресторане (пили чай) в ождидании катера:

На теплоходе:

Пляж у первого причала:

Пляж у второго причала на острове Ахтамар. Там даже есть кабинки для переодевания:

Евгений плавает:

Остров Ахтамар. Посетители на пляже в ожидании теплохода:

Однажды, возвращаясь с острова, встретили финна. Разговорились, когда ждали маршрутку. Странный путешественник какой-то. Лицо никакое, на редкость никакое - финское. Он из небольшого городка в центральной Финляндии. Якобы увольняется и путешествует по миру, потом опять восстанавливается на работе. А путешествует хич-хайком (автостопом), останавливается у случайных знакомых. Так он три месяца (!) болтался в Иране, жил у незнакомых людей. Хвалил иранцев за их гостеприимство. Теперь оказался в восточной Турции. Маршрутка наша так и не появилась, стало темнеть, и мы остановили такси. Финн стал отказываться садиться с нами, мол, доберется сам хич-хайком. Но мы его буквально затолкали в такси, сказали, что заплатим сами.

Улетали мы из Вана утром 8-го августа. Самолет летел над озером, оно всё хорошо обозревалось. Пролетели над вулканом Немрут-Даг, высота 3 км. Из-за извержения этого вулкана 250 тыс. лет назад и образовалось озеро Ван (лава завалила сток рек). Внутри кратера есть теплое озеро. Когда-то я мечтал туда съездить и в этом озере искупаться (туда есть дорога и молодые и энергичные люди ездят). Но уже не суждено.

Вулкан Немрут-Даг. Снимок с самолета:
Как и в прошлом году, в Стамбуле мы себе запланировали один полный день. И, как и в прошлом году, решили съездить на Принцевы острова в Мраморном море, только на другой остров – третий по величине, называется Бургаз-ада. Принцевы острова находятся в 15 км от Стамбула, там можно увидеть дачи богатых и состоятельных людей. И вообще это популярное место отдыха, хотя удобных пляжей там нет.

Теплоход у Принцевых островов:

Теплоход был большой, в несколько палуб, и весь заполнен людьми. В основном, это были турки, как мне показалось, обслуживающий персонал, работающий на этих островах. Западные туристы вообще отсутствовали, были лишь вкрапления не западных пассажиров.
Рядом со мной сидел арабский мужик, а с ним несколько женщин тотально замотанных в материю. Мы разговорились. Они из Саудовской Аравии. Я сразу его спросил, почему его женщины, среди которых была и супруга, почти полностью закрыты. В Коране нет никаких указаний на то, что женщина должна закрываться, закрывать лицо и даже носить платок на голове. В ответ он стал долго и занудно что-то объяснять, сыпать арабскими именами и фамилиями. Я опять повторил, что в Коране не прописано, что женщина должна так закрываться. Он снова забубнил своё. Он даже не понял, о чем я говорил. А говорил я о Коране, а не о каких-то правилах, установленных религиозниками в последующие века.

А вот двое других пассажиров в салоне были весьма интересными субъектами, они сразу привлекли мое внимание. Невооруженным глазом было видно, что эта парочка нетрадиционной сексуальной ориентации. Тот, что женственный, блондин, вел себя очень манерно, усиленно жестикулировал, прикасался рукой к лицу, скрещивал пальцы обеих рук и вытягивал руки впереди себя – в общем, «актриса», чем-то похож на Ренату Литвинову. Другой же – мужского типа, вроде бы турок. Однако мне показалось, что они разговаривают по-русски. Чтобы развеять сомнения, я подошел к ним и спросил что-то по-английски. Блондин сразу мне ответил по-русски (он русский). А тот, которого я принял за турка, оказался азербайджанцем, весьма симпатичным, с приветливым лицом.

- Мы из Баку, здесь живем. Едем на острова. Вам сходить на острове, который будет после нашего, - ответил мне азербайджанец. О чем-то еще поговорили, но я уже не помню точно.

Произвели впечатление счастливых и беззаботных людей. Вот уж кому не надо закрывать лицо и тело! Проходя к выходу мимо нас, махнули нам прощально рукой. Надо же, просто источают радость, - подумал я.  Какая противоположность скучному и мрачному саудовскому семейству!

Наш остров Бургазада маленький, всего лишь 1,5 кв.км. У пристани кафе, много кафе. Тут же сели пить чай. Потолкались в центре. Памятник Ататюрку.  Сфотографировались («отметились»). Потом побрели по дороге, ведущей вокруг острова. Вроде бы можно было обойти этот маленький остров. Да не тут-то было! Дорога потом стала подниматься вверх, и мы оставили эту затею. Ограничились тем, что посидели около маленького пляжа. Слабаки!

Вид на остров с моря:

Кафе и пристань на острове Бургазада:

На острове Бургазада:

Прекрасные буганвилии около чьей-то дачи:

Маленький пляж, около которого мы посидели:

А на острове есть что посмотреть – там «холм Христа», 170 м высотой, монастырь Христа, церковь Иоанна Крестителя 9-го века, святой источник и прочее. Надо было бы посетить…