Tuesday, May 23, 2017

Украина и Молдавия, 2017 г.



Георгий Янушевич:

Мы с Евгением в третий раз отправились на Украину и в это же самое время года. Я выехал 28 апреля поездом Петербург – Киев, теперь единственным, курсирующим на Украину, а Евгений прилетел из Лондона.


Мой поезд был модернизированным, комфортным, не то, что раньше, и пассажиров было мало. Но со мной в купе оказался пожилой мужчина, ехавший в Чернигов. Я сразу спросил – сколько ему лет.

– Восемьдесят, - ответил он. Я стал приглядываться и примерять себя к нему. Доживу ли я до 80-ти, буду ли в «приемлемом состоянии», смогу ли ездить куда-либо? Правда, он сразу сказал, что едет в село в Черниговской области к сестре, и, видимо, это уже в последний раз, больше не сможет. Так что временные пределы человеческого существования еще раз были подтверждены.

Я спросил его, помнит ли он день смерти Сталина (5 марта 1953). Да, - говорит. – У нас в селе не было ни электричества, ни радио. Нас вызвали к школе на линейку и сообщили эту новость. Вот и всё. Никто не скорбел и не рыдал. А электричества и радио не было еще до конца 1960-х г.г.



Киев. Вокзал и Привокзальная площадь

Киев встречает русским языком. Он везде. Такое впечатление, что русский язык там даже правильнее, чем в России. В дальнейшем, когда мы путешествовали по западной Украине, нас принимали за киевлян (потому что русских туристов просто нет и не может быть).

Метро

Киев встречает также своим старым советским метро. Из моего фейсбука:

В Киеве старое советское метро, попадаешь в 60-70-е годы совка. Турникеты 50-летней давности, просто музейные, с пластиковыми жетонами. При этом одному человеку в руки продают не более двух жетонов. Дефицит пластмассы? Невероятно глубокие станции, иногда с двумя длинными эскалаторами подряд (!), сами станции украшены советской революционной скульптурой, барельефами и пр. Поезда метро примерно 60-х годов, советские, грохочущие, переполненные. А ведь метро это визитная карточка города! Во многих бывших соцстранах после смены режима старались поскорее заменить наземный и подземный транспорт, потому что это ИМЕЕТ значение. На Украине этого не понимают. И многого другого не понимают.
Киев. Станция метро "Крещатик".

Я добрался до нашей гостиницы «Салют», а Евгений уже был там, только что вошел. На этот раз вид с балкона у нас был не на Лавру, а на вот такое новое здание в дурном стиле:


Вот и в номере.


Я в гостинице "Салют". Сразу схватился за планшет.


Вареничная

Ужинали мы в своей «Вареничной Катюша»:
Евгений у входа в Вареничную.

Это целая сеть подобных вареничных. Они хорошие, там свободно и тихо. Недорого. Но они оформлены в советско-ностальгическом стиле 70-х г.г. Мебель, книги и журналы (на рус.яз.) и многие другие артефакты прошлого – советского прошлого. Без звука работает телевизор, показывают советские фильмы 70-х годов, музыка тоже тех времен, бывает западная, например, Шарль Азнавур… (вещи 60-70 годов).
 Вид внутри.

Книжные полки.

А публика-то в кафе молодая, 20-25 лет, наверное, старше не видел. Кто же там может знать пятидесятилетнее прошлое и ностальгировать по нему? Нет, тут что-то другое.


ОБ – «Остання барикада»

30 апреля наша родственница Галина предложила нам посетить модный ресторан «Последняя баррикада», который находится в самом центре Киева, на Майдане, в глубоком и обширном – на целый квартал - подземном торговом центре, о существовании которого мы ранее не подозревали. Этот подземный город был для нас открытием. Там же на каком-то уровне и ресторан – со всякими украинскими прибамбасами. Говорить только по-украински, в крайнем случае, по-английски. Вход по паролю «Борітеся — поборете!» (Шевченко). При этом нужно найти вход, за правильную ручку дернуть:


Однако нам предложили сначала экскурсию. Показали историческое место - раскопки места штурма города татаро-монголами в 12 веке. Экскурсию вели на украинском, но из-за общего шума почти ничего не было слышно и понятно.
Еда отличная, как, впрочем, везде на Украине, и цены доступные. В «Останней баррикаде», правда, блюда подавали тоже с разными приколами. Вареники лежали на длинном желобе. Еще попробовали еврейский форшмарк  (от нем. Vorschmack — «закуска» — блюдо из рубленого мяса или сельди, запекаемого с картофелем, сметаной, луком и перцем). Форшмак подали в виде мороженого «сахарная трубочка».

 Ресторан "Остання барикада"


Евгений, я и Галина Усенко в ресторане "ОБ".

 Поданные вареники.


Форшмак.

Еще до похода в ресторан мы прогулялись по Киеву. Поднялись от Майдана до Софийской площади, где обустраивали фан-зону для конкурса «Евровидение» (обошли поскорее этот шум), прошли через народное гуляние до Михайловской церкви, а оттуда на фуникулере спустились на проспект Сагайдачного. В фуникулере с нами оказалась группа турецких туристов (из Анкары). Я спросил их, как они голосовали на прошедшем референдуме (за повышенные полномочия Эрдогана). Все ответили, что голосовали против. И рассмеялись. Мол, как могли подумать, что они голосовали за Эрдогана.

 По пути к Михайловской церкви.


Фуникулёр.

Все-таки мы решили посмотреть новое здание театра на Андреевском спуске, вызвавшем столько споров и протестов. Мол, построили то ли склад, то ли крематорий. От Контрактовой площади мы поднялись по Андеевскому спуску до этого театра. Ничего страшного, как нам показалось, вполне ничего себе и даже хорошо. Ведь не строить на этом месте новодел, что-то под старину.

Здание нового театра на Андреевском спуске.


Андреевский спуск.

Еще посидели в кафе на Контрактовой площади. Видна была «Церковь Успения Богородицы Пирогощи». Церковь построена в 12 веке, но в 1935 году ее разрушили большевики. В 1998 г. отстроена заново. Вот таких историй много – в смысле восстановления давно утраченного.


Церковь Успения Богородицы.


Мы в кафе.

Первое мая – день смены цифры, обозначающей мой возраст. По этому случаю в гостинице утром сфотографировался.


1 мая 2017 г.

Потом мы поехали в гости к нашим родственникам, которые устроили нам шикарный стол и интересное общение.


Отмечаем мою "смену цифры" у родственников.

И опять киевский вокзал, его огромный зал с люстрой. Знакомый мне с раннего детства, когда в 1952 году мы с бабушкой тут делали пересадку. Тогда мне запомнилось, что птичка залетела в зал, билась в окна, не могла обратно вылететь.

2-го мая мы уезжали в Ивано-Франковск. Купили билеты в вагон 1-го класса. Оказалось, что это модернизированный купейный вагон, где можно было расстелить матрасы и лежать себе. Ведь ехать семь часов.


Большой зал киевского вокзала.


Евгений в поезде Киев - Ивано-Франковск.

 Я на платформе во время остановки в Львове.

 Львовский вокзал.

Вот и Австро-Венгия, наконец, Львов, вокзал. Мы едем дальше, в Ивано-Франковск.

Когда шофер вез нас по Ивано-Франковску в вечерней тьме к нашей гостинице «Хмельницкий», то мы внутри себя воскликнули – «куда ж мы попали!» Это были страшненькие улочки и переулочки с неприглядными домишками, плохое освещение. Какая тут Австро-Венгрия! Быстро добрались до отеля, к счастью, он выглядел прилично. Там всего лишь 12 номеров, а ресторан с музыкой закрывался в 23 часа, так что шума не было никакого. Имелся балкон, где мы курили. Проблема была в транспорте. Хотя отель находился недалеко от вокзала и центра, но по каким-то причинам вызванное такси приходилось ожидать очень долго, однажды целый час ждали.

Ивано-Франковск. В ожидании такси около гостиницы "Хмельницкий", Евгений.

На следующий день вышли в город. Город не оставил особого впечатления, его даже нельзя сравнивать с Львовом. В центре есть пешеходная улица - «Стометровка» называется. Несколько красивых площадей. 


Я на "Стометровке"

Ратуша, построенная поляками.

Это ратуша в центре Ивано-франковска, построена, когда здесь была Польша, в 1935 г. Уже через 4 года придут варвары. Двойное название города Ивано-франковск крайне неудачное. До 1962 года город все еще носил красивое название Станислав, в честь польского короля. В Австро-Венгрии - Stanislau. Украинцы в городе почти не проживали. Тут были поляки и больше половины (!) евреи. Дисбаланс полнейший. Так что народ в городе новый. Или потомки послевоенных заселенцев. По-русски здесь совсем не говорят, но любезно отвечают по-украински, когда обращаешься по-русски. Вообще русский язык здесь звучит диссонансно.

Так получилось, вернее, это не случайно, а из-за Евгения, что мы во многих городах заходим в армянские церкви. В Стамбуле, во Львове, вот – в Ивано-Франковске тоже.
Армянская церковь (вдали):


Внутри Армянской церкви:




Случайно наткнулись мы в этом городе на хороший украинский ресторан – «Багата хата». Туда и ходили все три дня.

Евгений в ресторане "Багата хата".


Я там же, в фольклорном уголке.

Удивительно, что в ресторане расставлены точно такие же горшочки, ступки и прочие кухонные вещицы, что и у нас дома. Доказательство родства… 

Улица в Ивано-Франковске. 


Мы курим на веранде гостиницы.



Черновцы

От Ивано-Франковска ехать поездом до Черновцов два часа. Вот мы и приехали в Czernowitz, некогда центр герцогства Буковины Австро-Венгерской монархии. Опять же, когда нас везли на такси, минуя центр города, к нашей гостинице, то пришлось воскликнуть: куда мы попали! Где же тут «маленькая Вена»? - настолько неприглядно выглядело всё на нашем пути. Попали в свой апартамент-отель. Он хороший, только вокруг всё недостроено.

Наш апартамент-отель:


Черновцы:



Но наш первый выезд в город подтвердил, что мы действительно попали в Австрию. Черновцы и в правду выглядят шикарно, они произвели на нас наибольшее впечатление. Пешеходная улица:


См. Черновцы, Czernowitz, Cernăuți http://procol-harum.livejournal.com/905420.html

Из моего фейсбука:

Сегодня побывали в художественном музее Черновцов. Сам музей, что касается живописи, не представляет интереса, но здание - в стиле "модерн", 1901 года. Бывшее здание банка, Bukowiner Sparkasse. Наверху стены майолика с аллегорическим изображением двенадцати областей Австро-Венгрии, в т.ч герцогства Буковины.

 Здание художественного музея в Черновцах.


Майолики на стене, 12 областей Австро-Венгрии.

Сотрудницы - сиделки в зале, они на Украине очень любезные, и могут прочитать целую лекцию по политическому положению в стране и мире, могут рассказать о здании и музее. Так, нам рассказали, что ранее, при совке, там был райком партии и что местный партийный бонза был двоюродным братом Софии Ротару (и все о ней рассказали). Также узнали об Арсении Яценюке (бывший премьер Украины), получили характеристики на него (слабый) и на Порошенко (слабый)...

С особой любовью относятся тут ко всему австрийскому. "Смотрите, этот паркет точно такой, как был при австрийцах, и кафельная печь - тоже полностью сохранилась. Вы только посмотрите, какая у нее дверца... Это наше, материнское, родное". В общем, здесь культ Австро-Венгрии. А была-то она когда? До 1918 года, сто лет назад.

Шофер такси тоже говорил об австрийцах, которые ушли отсюда сто лет назад. «До австрийцев, говорит, тут почти ничего не было. Но они пришли и построили здесь всё – водопровод, канализацию, дома, банки, учреждения, трамвайные линии. Они всё здесь построили! А посмотрите на брусчатку – она до сих пор отличная там, где впоследствии ее не трогали и не перекладывали после австрийцев».



Черновцы в Австро-Венгрии.

Я спросил его, где он живет, в новом ли доме. – «Я в бетонной коробке жить никогда не буду, я живу в австрийском доме!»

Ну, вот так – поклонение всему австрийскому. Первый раз сталкиваюсь с подобным, если учесть, что австрийцы были тут сто лет назад. И удивительно, что не испоганили город, как Калининград или Выборг. Всё сохранилось и всё любовно поддерживается и восстанавливается.


В один из дней мы отправились посмотреть на одну из главных достопримечательностей Черновцов – здание университета. Сейчас там университет, а построено здание (1862) было как резиденция буковинских митрополитов. 


Впечатляет сразу же. Мне показалось, что я попал в Англию. Наверное, из-за красного кирпича. И что же это за буковинские митрополиты, которым потребовалась такая грандиозная резиденция?

Есть церковь Трех Святителей.


Мы зашли в нее. Там как раз происходило венчание пары.

 Около университета. 

По дороге от университета увидели давно забытую вывеску "Гастроном":


А также местное отделение партии Саакашвили "Движение новых сил". По моему мнению, Саакашвили - единственная надежда Украины:
 

В центре пешеходная улица с кафе и ресторанами. Носит название Ольги Кобылянской. А была когда-то Herrenstrasse («мужская улица», по-украински «Панська вул.»). Хорошее было название, но, вот, переименовали. Фото при австрийцах:

Здесь же располагался ресторан Kwinto, хороший, мы там несколько раз обедали. Сначала не догадывались, что означает «Квинто». Потом выяснилось, что это главный персонаж польского фильма «Ва-банк».
Евгений в ресторане "Квинто". Это уличная палатка от ресторана.

В центре города есть памятник советской армии-освободительнице…

Собор Святого Духа:

И памятник «Героям Буковинского куреня», воевавшим против коммунистов. Вокруг памятника происходят потасовки – его то портят, то восстанавливают вновь:
Однажды случайно мы увидели шпиль высокого католического костела. Пошли туда. Пожилой мужчина при нас уже закрывал двери на замок. Но мы попросили его открыть. И он любезно открыл двери, показал нам костел, и мы еще долго стояли с ним и беседовали на исторические и политические темы.

Католический костел:


Внутри костела:


Вывеска и разъяснение:


При советах костел был закрыт, разделен перекрытиями на три этажа, и в нем находился областной архив. Кое-какие витражи, к счастью, сохранились. Сейчас костел восстанавливают, помогают немцы, австрийцы.

Вот еще кое-какие детали, замеченные мною. Дом с атлантами:
Архитектурное украшение:


Год:


Орел:


В Черновцах разговаривают, в основном, на украинском языке. Но есть и румыны / молдаване, слышна их речь. Первоначально эта территория относилась к Молдавскому княжеству, а с 1918 по 1940 – к Румынии. Так что румынское влияние там заметное. На 1930 год в Черновцах проживало евреев — 29 %, румын — 26 %,  немцев — 23 %, украинцев — 11 %, поляков — 7 %. После присоединения к СССР всё это было изменено. Немцев, австрийцев и румын выселили, евреи полностью выехали в начале 1990-х г.г., а город заселили украинцы из окружающих мест. Еще ранее, при совке, в город переселяли людей из других областей СССР. Но всё равно город не деградировал, его австрийский дух сохранился. А главное – сохранилась любовь к австрийскому прошлому. 

 Депортация в Сибирь жителей Черновцов, "чуждых элементов", советскими органами НКВД 14 июня 1941 г.


Из моего фейсбука:

В Черновцах шофер жаловался на румыно-молдаван, что им пофиг война на Украине. Говорят, что они не украинцы и что их это не касается... Между тем, рассказывал, что появились надписи - "Донбасс хочет мира". Ага, - говорит, как будто это мы хотим войны и на них напали, а не они орали и не призывали Россию прийти.

Погуляли мы в центральном городском парке, ранее он назывался Volksgarten. Заложен в 1830 году, причем был создан из естественных насаждений, т.е. на месте бывшего там леса или рощи. Вход в старинный парк:

 Памятник первому ректору черновицкого университета (украинцу):

 Я на дорожке парка:


На одной из улиц мы увидели церковь, зашли туда. Это оказалась греко-католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы:


Постояли там… Потом разговорились с одним мужчиной, который любезно предложил нам пройтись с нами вместе и показать, где находится армянская церковь. Вообще-то ему очень хотелось с кем-то поговорить. А говорил он все время об Украине, о том, как на нее со всех сторон пытаются напасть враги и недоброжелатели (Венгрия хочет что-то отобрать). В общем, это было перечисление украинских обид, которое так часто можно услышать в Украине. Но он нам показал местечки, в которые мы сами бы не забрели. Показал Турецкую площадь и Турецкий мост, на нем мы сфотографировались:


На месте Турецкой площади возникли Черновцы как маленькое поселение Молдавского княжества. Турецкая площадь:

Прошли мимо синагоги:


Вот здание, рядом с которым румынское консульство:


И, наконец, армянская церковь, она же «органный зал». Но церковь была закрыта: 


Так что Евгений только сфотографировался около армянского хачкара:

Тут же памятник первому бургомистру Черновиц – армянину. Петрович этот, видимо, Петросян на самом деле:

Уезжали мы из Черновцов 9 мая с автовокзала. Нам предстояло проехать 340 км до Кишинева за 8 часов. Ехали в маршрутке «мерседес», удобно всё, но утомительно. Вдоль дороги в молдавской части Буковины обратили внимание на шикарные дома жителей – двух- и даже трехэтажные особняки, причем чередой, один за другим. Шофер объяснил нам, что это дома тех, кто заработал деньги за границей, в Европе. – Здесь, - говорит, - от государства ничего не ждут, надеются только на себя и делают всё сами. Наша маршрутка:

Общественный туалет на автостанции:

 Евгений перекуривает во время остановки в Бельцах:



Молдавские города и городки некрасивые. Постояли на автовокзале в Бельцах, там был туалет, перекур. Бельцы произвели плохое впечатление.

Кишинев

Разместились мы в гостинице «Космос», мы там останавливаемся уже много лет. Однако на этот раз нам пришлось на второй день съехать. В номерах гостиницы не работал вай-фай, не было подключения к Интернету. Если в прежние годы можно было как-то мириться с этим (поначалу мы вообще в интернет-кафе ездили), то теперь такое немыслимо. Интернет и вай-фай обязательно должны быть в любой гостинице.

Мы быстро нашли апартамент-отель «Main Street Apartment Hotel» в самом центре города и быстро переехали туда. И там было гораздо комфортнее. Вот он:

Рядом находилась столовая самообслуживания – без особых претензий и очень дешевая. Туда мы и ходили:


Я в нашем номере:

Из моего фейсбука, 10 мая 2017:

Кишинев, гостиница. Раз'езжаются приехавшие из России на акцию "бессмертный полк" откомандированные люди. Везде "колорадки", вчера носились машины с колорадскими флагами, везде российская патриотическая попса да и вообще слышна почти везде русская речь. У Молдавии нет никакого заслона, спецслужб нет, государства нет, любой враг делай тут что хочешь. И людей, могущих исправить положение, нет и не будет.

Посетили кладбище, зашли во двор нашего бывшего дома. Еще раз удивились гигантскому зданию – на целый квартал – российского посольства.

Из моего фейсбука, 13 мая:

Всегда удивляюсь, что миру можно навязать все, что угодно. Можно выдумать целые народы и даже государства. Один из примеров тому - существование Молдавии как государства со столицей в Кишиневе. Это коммунистические конструкторы и картографы придумали некий молдавский народ и создали Молдавскую ССР. Потому что о Молдавском княжестве уже все давно забыли, об'единение Румынии произошло в 1861 году, но и до этого Молдавское княжество было неустойчивым образованием, мало кому известным. Где была его столица? Если полезть в историю, то о нем пишется что-то только в давние времена - в 15 - 16 веках. И то непонятно что. В общем, Колизея или Парфенона в Молдавском княжестве не построили и ничего не построили, ничего не оставили, кроме нескольких церквей. А нынешняя республика Молдова до 1940 года называлась Бессарабией, частью исторической области Молдовы. И в царской России называлась Бессарабией. Самое поразительное в том, что идею молдовенизма, отдельной нации, удалось навязать значительной части молдаван. Так и говорят - мы не румыны, а молдаване. Советские молдаване деградировали, у многих есть неприятие Румынии и коплекс неполноценности к ней. "Там едят не по-нашему, выражения (вежливости) употребляют, для нас непривычные". Вот так и живут порознь уже 26 лет. В полусовке живут. Враскоряку.

Отметили нелепую застройку города, когда старые кишиневские домики соседствуют с высотными зданиями из стекла – ощущение архитектурного кошмара и отсутствия организующего начала в городе. Вот такое наворотили:


Навестили дендрарий, бывший Ботанический сад, знакомый нам  детства. Евгений каждый год фотографируется на месте, где он когда-то в 70-х г.г. работал рабочим в Ботсаду:


Я тоже отметился в дендрарии:


И в последний день прогулялись около Комсомольского озера, тоже связанного с воспоминаниями детства. Я тут научился плавать, а Евгений занимался греблей:

И, наконец, традиционно посидели в кафе La Sarkis («у Саркиса»), попросили официанта нас сфотографировать:
 ///

















 




  

1 comment:

Олег Мурашов said...

Переехать бы в Черновцы, да там и жить в ожидании Европы. Если народ гордится Австрийским прошлым своего города, то будущее у этого города более или менее обнадёживающее.