Wednesday, August 23, 2017

Путешествие на озеро Ван, июль - август 2017

Многие недоумевают, почему мы с Евгением ездим – уже третий год подряд – в восточную Турцию, на озеро Ван, в турецкую курдскую провинцию. Ведь в мире есть столько морских курортов!

Ездим туда, потому что везде летом жарко, а на находящемся на высоте 1700 м озере Ван особой жары нет, к вечеру же вообще спускается прохлада. Там не дорого, можно разъезжать на такси на большие расстояния. Там много фруктов. Там нет толп туристов. Там целебная солено-содовая вода в озере. Там люди добродушные.

Свои впечатления от поездки мы изложили каждый отдельно, и часто оба описывали одни и те же события.

Евгений Янушевич:

В эту поездку на озеро Ван мы решили не останавливаться в самом городе, центре провинции, с большим населением, а обосноваться поближе к озеру, потому что добираться до него из города довольно утомительно - на дорогу уходит слишком много времени. Километрах в шести от города Вана тянется вдоль берега поселение Эдремит, в котором мы уже бывали в прошлые приезды, и именно там мы подыскали себе пристанище в этом году.

Растянувшийся вдоль берега Эдремит:

Собственно, найти гостиницу не составило труда - не из-за большого выбора, как в Аланье, а наоборот: на сайте booking.com в Эдремите значились всего три гостиницы, из которых одна была очень маленькая и не предлагала номеров с двумя кроватями, другая вообще ничего не предлагала, по всей видимости, то ли закрылась, то ли ремонтировалась. Оставалась только гостиница Double Tree Hilton, которую мы и заказали на четыре дня для начала.

Наш Хилтон в Эдремите:

Георгий около входа в отель:

Не понравится - что же, вернемся в город. Но этого делать не пришлось. "Хилтон" оправдал свою репутацию: большое шестиэтажное здание в прекрасном состоянии с просторными номерами и даже номерами для курящих (о, Турция, не вступай в ЕС!). В нашей комнате огромные окна выходили на озеро ("комната с видом" - так этот номер рекламировался на сайте), и каждый вечер мы любовались закатом.

Закат солнца из окна нашей гостиницы:

Закат, Месяц и идущий на посадку самолет:

На первом этаже почему-то мексиканский ресторан "Esperanza", очевидно для шика, тут же непременный гимнастический зал и через двор - столь же непременная сауна. И уж вершина роскоши - один из парней в администрации прекрасно говорил по-английски, а это большая редкость: хотя в Ване университет с филологическим отделением, мало кто может изъясниться на каком-нибудь иностранном языке.

На входе в гостиницу рамка металлоискателя, но только для проформы, можно через нее и не проходить. Весь обслуживающий персонал очень приветливый, каждый раз встречают тебя улыбкой, здороваются, прикладывая руку к сердцу. Приветливость и доброжелательность здесь повсеместны и не только в магазинах и гостиницах, это вообще отличительная черта местного населения.

При гостинице большая парковка, и примерно половина машин с иранскими номерами. Посетителей из других стран мы не видели, так что мы, двое русских с английским и французским паспортами, были явно в диковинку. В первый вечер мы поужинали в вышеупомянутом ресторане. А в большом холле по соседству - шум и гам. Мы полюбопытствовали, подошли к открытым дверям. Внутри множество празднично одетого народа, играет живая музыка. Оказалось, так отмечали обручение (помолвку?) какого-то подростка.

За несколько дней до нашего прибытия в Эдремите с большой помпой, увенчавшейся торжественной речью мэра города Вана, открыли новый оборудованный пляж с зонтиками, лежаками и прочими удобствами. Эту инаугурацию купальни даже показали в репортаже турецкого канала CNN. Вот туда мы и направились на такси на следующий день. Только ничего у нас не вышло. Такси проехало вдоль всего Эдремита по широкому шоссе, ведущему от Вана (а Эдремит растянулся по побережью на километров пятнадцать), а затем свернуло вправо, к озеру, по асфальтированной, но более узкой дороге. Едем и едем мы по ней, и конца не видно. Тут мы соображаем, что до пляжа мы все же доедем когда-нибудь, а как выбираться обратно? Автобусное сообщение не предусмотрено. Очевидно, на этот пляж ездят только на частных автомобилях. Так что мы попросили шофера развернуться и ехать на уже знакомую нам по прежним поездкам пристань Геваш.

Наши лежаки в Геваше:

Но что же делать дальше? Пляж есть и в центре Эдремита, минут в 20-ти пешком от нашей гостиницы, но уж больно он непривлекательный. Мелкий, илистое дно, куски ила-сапропеля в больших количествах плавают на поверхности, от этого вода мутная, а к тому же у самого берега много мусора - пластиковые бутылки, пакеты и прочая дрянь. При этом вдоль пляжа проложены мощеная дорога, стоят скамейки и урны, ездят поливальные машины, орошают тростниковые заросли, и пляжные смотрители вроде бы несут свою службу. А при этом рядом с урнами разбросан мусор. Варламова на них нет!

Обустроенный и не нужный нам пляж в Эдремите. Евгений сидит:

Георгий пошел проверять воду:

У нас сложилось впечатление, что самих местных пляж как институт купания и загорания совсем не интересуют. Так обычно и бывает в курортных местах. Местные жители их редко посещают. Они приходят к озеру в основном вечером, приезжают семьями на машинах, сидят в беседках, которых множество вдоль берега, или прямо на траве, и пьют чай из самоваров (кстати, тем, кто не знает, - слово "самовар", хоть и звучит очень по-русски, но происходит от турецкого semaver).

Типичные курдские пикники:

Или даже просто так, на дороге у берега:

Организовывать же туристическую инфраструктуру вокруг этого прекрасного озера им невдомек. Им это просто не надо для выживания. Говорят, что в курдском регионе очень много госслужащих - Анкара старается создавать рабочие места, чтобы ублажать местное население и гасить его стремление к самоопределению. Мы не углублялись в этот вопрос, но слишком большое количество обслуживающего персонала в гостиницах, ресторанах и магазинах бросается в глаза. И уж конечно на улицах никогда не увидишь попрошаек или нищих.

В "Хилтоне" никто не смог ничего посоветовать насчет пляжа. Тут Георгий вспомнил, что кто-то из его турецких контактов в фейсбуке упоминал некий аквапарк на окраине Эдремита. Решили съездить туда на разведку. И это оказалось именно тем, что нам нужно. В середине этого небольшого аквапарка - бассейн с вышкой и двумя желобами, по которым можно влетать в воду.

Вот он аквапарк. "Диван" назвается. Общий вид:

Основная масса посетителей, от мала до велика, развлекалась именно этим. При бассейне и кафе и аппаратура, из которой била по голове громкая музыка, в основном, "шайтанская" – техно (она иногда сменялась местной попсой). А другой стороной к этому парку подходит озеро Ван, в которое можно было спускаться с двух деревянных настилов.

Круговая дорожка и спуск в глубокую воду:

Наши "зарезервированные" места:

Девушка, рабочая кафе, скучает одна на берегу:

Евгений плавает:

Вода чистейшая, дно, правда, каменистое, но сделаешь по нему два шага - и уже можно плыть. Заплываешь довольно далеко, а дно все равно видно - такая прозрачная вода. И теплая, градусов 25-26. Но для местных озеро холодное. Некоторые из них спускались в озеро побарахтаться или постоять в воде, редко кто заплывал далеко. В основном же и подростки, и взрослые дядьки взбирались на вышку и с нее по желобам бултыхались в бассейн с пресной водой.

В общем, туда мы и ездили каждый день. Еще раз о курдской доброжелательности: каждый раз, когда мы, явные иностранцы, садились в долмуш-микроавтобус, пассажиры подсказывали, где нам сойти. Уж не говорю о том, что молодежь всегда уступает место старшим или женщинам любого возраста (интересно, как бы на это реагировали феминистки?).

Иногда доходило до курьезов. В первый раз, когда шофер высадил нас у входа в аквапарк, мы решили сначала выпить чаю в придорожном кафе. Но шофер не уехал, окликнул нас и стал показывать рукой на вход в аквапарк. Очевидно, он решил, что мы, тупые иностранцы, не соображаем, куда нам идти. На второй день повторилась та же история уже с другим шофером. После этого, чтобы не волновать водителя и пассажиров, мы, сойдя с автобуса, задерживались на месте, и только когда успокоенный за нашу судьбу шофер уезжал, мы возвращались в кафе за чаем.

В аквапарке тоже оказалось довольно много туристов из Ирана, в основном молодежи. Когда "шайтанская" (западная) музыка иногда сменялась на народную, мужики тут же принимались плясать, иногда по нескольку человек, а иногда и образовывали большой хоровод на манер греческого сиртаки, когда мужчины кладут друг другу руки на плечи и движутся крУгом, перебирая ногами.

Групповые танцы в аквапарке:

В один день среди иранцев вдруг появилась бойкая молодая девушка. Местные курдские женщины не купаются, разве что постоят в воде, приподняв подол. И уж тем более их не увидеть в купальнике. Если купальник - значит либо из большого турецкого города - Анкара, Стамбул, - либо из Ирана. Эта же девица была в очень откровенном купальнике, подчеркивающем ее стройную фигуру и аппетитную грудь. Ее тело украшали несколько татуировок, в том числе одна на заднице!

Иранская гастролерша:

Их уже две:

Она просто не могла сидеть спокойно, все время пританцовывала под музыку, закуривала сигареты, переходила с одного лежака на другой, постоянно с кем-то заговаривала. Местные подростки сгрудились в уголке бассейна и глазели на нее, раззявив рты. Непонятно было, то ли она действительно знала многих купальщиков, то ли у нее не было проблем с завязыванием новых знакомств. Нельзя сказать, чтобы взрослые мужчины как-то особо на нее реагировали, казалось, она их мало интересовала. Тем не менее, когда мы уже уходили из аквапарка, она сумела кого-то подцепить, и ее увезли двое парней на машине с турецкими номерами. А на следующий день к ней присоединилась другая, примерно такого же возраста, в таком же скандальном по местным меркам купальнике и такая же непоседа. После всех рассказов о строгих иранских нравах, «стражах исламской революции» и прочих ужасах, уж не знаешь, как сие явление истолковывать. Мне вспомнилось, как в один из наших прошлых приездов канадка средних лет, с которой я разговорился в очереди на паспортный контроль, сказала мне, что едет через Турцию в Иран уже в 12-ый (!) раз и, видя мое изумление, добавила: "Не верьте всему тому, что пишут об Иране в газетах".

После того, как мы нашли идеальное место у озера, надо было обрадовать гостиницу: мы решили остаться у них до конца, до 5-го августа в полной уверенности, что с этим проблем не будет. Гостиница большая, коридоры, как мы заметили, довольно пустынные, постояльцев явно немного. Да не тут-то было! Наш англоговорящий администратор сделал огорченное лицо и сказал, что на 29-е июля они забронированы под завязку. Как так? Оказывается, согласно его версии, сюда съедутся деятели из строительного бизнеса. "Вы же слышали, что в Ване было землетрясение несколько лет назад" - сказал он и каким-то образом связал с ним этот съезд. Я не понял эту связь, но это и не важно. Важно то, что комнат не будет, хоть и на один день. "Но вы не волнуйтесь, мы вас не бросим. В крайнем случае, переселим вас на день в другую гостиницу, а потом привезем обратно". Очень мило с их стороны, конечно, но это все равно означало складывание чемоданов, неизвестное новое место - морока, одним словом. Впрочем, парень выразил надежду, что кто-нибудь отменит визит. И действительно, через день он нам позвонил и обрадовал: можете оставаться в своем номере. Я тут же побежал заплатить за оставшиеся дни.

Итак, 29-го мы ожидали увидеть в холле группы бизнесменов, но нет, все было тихо, как обычно. И уже когда мы вернулись с пляжа, увидели совсем другую картину. Служащие гостиницы стояли на улице перед ней и рассортировывали бесконечную вереницу машин по парковочным местам. Но приезжали гости не для заключения сделок и обсуждения строительных проектов, а на свадьбу! Огромная площадка, примыкающая к гостинице справа, была празднично украшена. От парковки тянулась ковровая дорожка, по бокам которой стояли вазы с белыми цветами. В самом начале дорожки выстроились наготове трое пожилых мужчин в ярких, бордовых с золотом, национальных костюмах. Они держали музыкальные инструменты, среди которых выделялся большой барабан. Из нашего номера было слышно, как время от времени музыканты исполняли одну и ту же короткую мелодию, очевидно приветствуя самых главных гостей.

Перед гостиницей:

Часов в девять вечера меня разобрало любопытство, и я спустился во двор посмотреть, что же происходит. А там шел пир горой! Расставлено множество столиков для гостей, а посредине устроена танцплощадка, где люди всех возрастов танцевали тот самый танец-хоровод, который мы позже видели в аквапарке.

С помощью телекамеры танцплощадка проецировалась на большой экран на противоположной стене. Жених в черном и невеста в белом тоже танцевали, но отдельно друг от друга: невеста кружилась в группе девушек, а жених - в хороводе.

Ко мне тут же подлетела молоденькая словоохотливая официантка, которая неплохо говорила по-английски. Ее пригласили в помощь из другого заведения. От нее я узнал, что бракосочетаются две очень богатые семьи. То, что я русский, живущий в Англии, вызвало у нее восторженное "Wow!", и она предложила присоединить меня к танцующим и познакомить с другими гостями, но предчувствуя, что из объятий восточного гостеприимства не так-то легко будет вырваться, я скромно отказался и вскоре удалился.
А вообще-то не очень ясно, какой национальностью лучше себя определять в этих краях. Как правильно, "русский" вызывает более положительную реакцию. Тут же следует "Putin!" и одобрительные жесты, особенно от иранцев. Среди турок же отношение не такое однозначное. Один официант дал понять, что русские и турки - враги. Вот и разберись.

Георгий Янушевич, разное:

24 июля:

Нас тут узнают люди - официанты в ресторанах помнят, что мы заказывали в прошлом году. Торговцы чаем и продавцы в магазинчиках нас узнали, поздоровались и стали спрашивать по-турецки "как дела?" Шофер такси узнал. Когда садишься в такси, то шофер приветствует, положив руку на сердце - хош гельдиниз! (добро пожаловать). Не знаю, как ответить на это по-турецки (потом узнал). Вообще странно, нас нет здесь, а нас помнят, мы у кого-то тут записаны в памяти.

25 июля:
Здесь очень быстро темнеет. Были на пляже - на двухкиломметровом пляже всего лишь несколько человек (там вода грязная, с илом) - поужинали в ресторане с видом на озеро Ван и тут же увидели чудесный закат солнца. Причем солнце опускалось "в воду" стремительно, на глазах.

Закат солнца над Ваном:

27 июля:
В этом году, приехав на Ван, мы остановились не в главном городе Ван, а в пригороде Эдремит. От греческого Артемида, был тут когда-то ее храм. Но Эдремит трудно городом назвать, это протянувшийся вдоль берега на 15 км населенный пункт с редкими строениями.

Эдремит:

Трудно найти удобное место для купания, потому что берега очень каменистые. Нашли аквапарк "Диван", там хороший вход в море, чистейшая вода, в то время как публика предпочитает купаться в бассейне (пресноводном) и съезжать с горок и труб в него. Взрослые люди - словно дети.

Аквапарк. Естественно, мы не купались в бассейнах, только снаружи:

Недостаток - громкая музыка. Но им это требуется. Много иранских туристов. Иран в 80 км, и они приезжают "оттягиваться", женщины срывают с себя черные мешки, накладывают обильный макияж. Иранцы отличаются какой-то особостью от местных. По ним видно, что они "из важной страны" приехали. Женщины красивые, да и мужчины тоже. В общем, с достоинством... В этом регионе не любят Америку и любят Россию и Путина. Это факт. Обратно возвращались в большом автобусе с иранскими номерами, почему-то нас взяли подвезти до отеля. Поняли, что мы русские, говорим по-русски, и стали подмигивать, улыбаться. А один мужчина сказал - "Путин, Россия и Иран - братья". В этом отношении они все едины - иранцы, курды и турки. Когда мы сошли у своего отеля, иранские туристы прижались к окнам автобуса, махали нам руками. Вот такая история. Братья нашлись…

28 июля:
Эдремит, озеро Ван. Сегодня обедали в небольшом ресторанчике на самом берегу озера:

Наш официант - мы его называем Квазимодо, такой он внешности, но добрейший человек, высказался по некоторым вопросам. "Мы здесь любим Россию", - это мы уже слышали. "А еще, - говорит - я люблю Гюрджистан (Грузию), я там бывал". И вообще он нас называл ласково "грузины-русские". Поэтому были в виде бонусов преподнесены дополнительные деликатесы. Это за "грузины-русские". Молодой же официант лучше разбирался в политике и сказал, что Турция и Rusya всегда были на ножах и что сейчас тоже так. Как всегда, много иранских туристов. Женщины наслаждаются свободой поведения. Глядя на иранцев, не верится, что в этой стране происходят такие дикости.

29 июля 2017:
Сегодня побывали на армянском острове Ахтамар, там же армянская церковь Святого Креста (10-го века). Теплоход туда идет минут 40, и в этот раз нас немного качало. Зашли в церковь. Посидели за столиком с чаем. Спустились к берегу, там купались. Посетители, в основном, турки, но и иранские туристы. Много семей с детьми, и детей в семьях не менее трех. Женщины среднего возраста купались в закрывающих все тело комбинезонах. Что скрывают, непонятно? Но есть и в европейских пляжных костюмах. Вода очень хорошая, прозрачная у этого острова.

Все, как безумные, делают без конца селфи. Если не делают селфи, то разглядывают свои айфоны. Здесь люди столпили на передней части теплохода, чтобы там фотографироваться:

Георгий на теплоходе:

На острове Ахтамар, мы здесь купались:

31 июля:
Турция, Эдремит, озеро Ван. Сегодня появились тучи, несколько раз громыхнуло. Казалось, что такое не бывает в этих краях. Здесь должно быть вечное солнце. Но быстро прояснилось, и пляж в аквапарке состоялся. Уже второй день кряду на площадке вытанцовывала иранская девушка легкого поведения, почти оголенная, с татуировками на ягодицах. Сегодня к ней присоединилась ее подруга. Обе дрыгались под музыку. Удивительно, что никто не делал поползновений, чтобы с ними сойтись. Только некоторые подростки пялились. Но, в конце концов, одна из них все же уехала на машине с двумя турками. А мы отправились обедать в ресторан, что на берегу моря. Там нас встретил наш официант "Квазимодо", который без конца говорил о России.

Уж я-то думал, что этот не имеет страницы в фейсбуке, что не придется его, как других официантов, вносить в френды. Пришлось. Есть у него аккаунт, и еще какой-то молодой помощник нарисовался и тоже быстренько нашел меня в фейсбуке и зафрендил.

А Квазимодо кое-что рассказал о себе. Ему 43 года, он работает по найму. Курд простой. У него пятеро детей, причем одна дочка уже замужем за поляком и живет в Польше. Сам он зарабатывает примерно 700 долл. в месяц. "А у вас, - говорит,- по одному ребенку, я знаю". Правда, надо отметить, что пять детей это редкость. Чаще всего видишь 2-3. Так что приобрел двух "аркадашей" (френдов).

Кстати, настоящее имя Квазимодо, как выяснилось, Эдип. Вот он:

2 августа
Приезжаем мы на свой пляж и аквапарк, перед этим заходим в наш ресторанчик, где работает Квазимодо, чтобы выпить турецкого чаю. Самого же Квазимодо не было, нас поприветствовал директор или владелец, пожилой на вид человек простого происхождения. Подали чай, а он тут как тут, к нам подсел. И еще его помощник рядом крутился. Старший говорит: - "вот, они из России..." (экая невидаль в Турции!). Пошел разговор. "Я слышал, что у вас, в России, пенсии очень маленькие". - Да, маленькие, подтверждаю я. - А как вам Путин?- спрашивает подсевший начальник. Мы ответили выражением лица, лицом ответили. Я говорю: Путин у нас уже 18 лет сидит. - Ой,- говорит стоящий рядом молодой помощник, - а наш-то, наш-то уже 22 года во власти, если засчитать его мэрство в Стамбуле! Старший продолжил: «Сейчас у нас всех гребут, арестовывают», и стал, загибая пальцы, перечислять, какие категории населения попали под репрессии (после попытки переворота в прошлом году). В общем, обменялись мнениями о правителях - что тот, что этот. Вообще в Турции еще не удалось встретить человека, который бы поддерживал Эрдогана. И среди образованных, и среди простых людей.

Здесь есть свая порода кошек - ванская кошка. Это крупная домашняя кошка, часто с глазами разного цвета. Именно кошки с разноцветьем глаз очень ценятся, и они просто так по улицам не бегают. Считается, что они приносят счастье. Однажды я видел просто белую кошку, но глаза у нее были одинакового цвета. Но шофер такси как-то рассказывал, что у него дома есть такая кошка с разноцветьем, приглашал даже зайти посмотреть. Другой шофер предлагал заехать в специальный центр селекции ванских кошек. Не заехали мы. Примечательно, что эти кошки плавают и плещутся в воде. Можно увидеть здесь и простых серых кошек. У курдов, которые сельские жители, нет такого культа кошек, как в западной Турции, где они лежат и ходят везде, прямо как священные животные.

Мы еще сюда обязательно вернемся. Если будем живы. Если Турция не развалится. Если всё будет в порядке и не настанет Конец Света. Потому что душевно здесь.